МБОУ «ПОЧТОВСКАЯ СОШ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Почтовская средняя общеобразовательная школа» Бахчисарайского района Республики Крым
Уважаемые коллеги!
1. «Функциональная грамотность» на сайте КРИППО
https://www.krippo.ru/index.php/14-moduli/2190-funktsionalnaya-gramotnost
2. Предлагаем вашему вниманию обзорный видеоролик и презентацию по теме "Функциональная грамотность".
Видеоролик можно скачать по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/oGePkvn0-rM3-g
Лектор: Уваровский Александр Павлович, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, профессор РАЕ,
директор Центра независимой оценки качества образования и образовательного аудита "Легион".
Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на
развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты
международных исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о
конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования
отличается от качества образования за рубежом.
Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком
смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную
компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального
государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.
Выделены отличительные черты функциональной грамотности:
1) направленность на решение бытовых проблем;
2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.
Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.
Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.
Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга.
Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.
Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.
Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.
В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:
Данная ссылка приведет вас на страницу «Циклограмма постоянно действующего семинара Всероссийских семинаров
«Формирование и оценка функциональной грамотности». В этой циклограмме вы можете найти интересующий вас семинар в записи и прослушать его. https://clck.ru/XeNXo
Варианты стартовых диагностических работ, рекомендованных для проведения, опубликованы на странице:
https://edsoo.ru/Instruktivnie_materiali_.htm
Сами работы проводятся на платформе РЭШ: https://resh.edu.ru/
Видеоинструкция по работе на платформе также опубликована:
https://edsoo.ru/Instruktivnie_materiali_.htm
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление https://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы) https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti;
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности для обучающихся и учителей https://fg.resh.edu.ru.
В период с 08.11 2021г. по 26.11.2021г. в МБОУ "Почтовская СОШ" была организована и проведена неделя «Формирование функциональной грамотности» согласно следующих сроков:
Неделя читательской грамотности и креативного мышления;
08.11.2021г. - 12.11.2021г. - Неделя читательской грамотности и креативного мышления;
1. Природа осени в стихотворениях А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»,
«В тот год осенняя погода…» (литературное чтение)
2. Контроль по чтению на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа и пр.
15.11.2021г. - 19.11.2021г. -
1. Решение линейных уравнений, построение графиков.
2. Арифметический квадратный корень. Свойства.
3. Налоги, виды налогов. Зачем нужны налоги (финансовая грамотность)
Игра-проект
4. Использование swot – анализа для выбора карьеры (финансовая грамотность)
22.11.2021г. - 26.11.2021г. - Неделя естественно-научной грамотности и глобальные компетенции.
1. Двигатели внутреннего сгорания и альтернативные источники энергии.
2. Опорно-двигательная система, анализ и обработка данных.
3. Что?Где?Когда? Высшая нервная деятельность.
4. мастер-классы по использованию приемов формирования глобальных компетенций
Фото с КВН "Ребусы" по финансовой грамотности
МБОУ «ПОЧТОВСКАЯ СОШ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Почтовская средняя общеобразовательная школа» Бахчисарайского района Республики Крым
Уважаемые коллеги!
1. «Функциональная грамотность» на сайте КРИППО
https://www.krippo.ru/index.php/14-moduli/2190-funktsionalnaya-gramotnost
2. Предлагаем вашему вниманию обзорный видеоролик и презентацию по теме "Функциональная грамотность".
Видеоролик можно скачать по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/oGePkvn0-rM3-g
Лектор: Уваровский Александр Павлович, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, профессор РАЕ,
директор Центра независимой оценки качества образования и образовательного аудита "Легион".
Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на
развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты
международных исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о
конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования
отличается от качества образования за рубежом.
Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком
смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную
компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального
государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.
Выделены отличительные черты функциональной грамотности:
1) направленность на решение бытовых проблем;
2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.
Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.
Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.
Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга.
Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.
Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.
Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.
В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:
Данная ссылка приведет вас на страницу «Циклограмма постоянно действующего семинара Всероссийских семинаров
«Формирование и оценка функциональной грамотности». В этой циклограмме вы можете найти интересующий вас семинар в записи и прослушать его. https://clck.ru/XeNXo
Варианты стартовых диагностических работ, рекомендованных для проведения, опубликованы на странице:
https://edsoo.ru/Instruktivnie_materiali_.htm
Сами работы проводятся на платформе РЭШ: https://resh.edu.ru/
Видеоинструкция по работе на платформе также опубликована:
https://edsoo.ru/Instruktivnie_materiali_.htm
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление https://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы) https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti;
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности для обучающихся и учителей https://fg.resh.edu.ru.
В период с 08.11 2021г. по 26.11.2021г. в МБОУ "Почтовская СОШ" была организована и проведена неделя «Формирование функциональной грамотности» согласно следующих сроков:
Неделя читательской грамотности и креативного мышления;
08.11.2021г. - 12.11.2021г. - Неделя читательской грамотности и креативного мышления;
1. Природа осени в стихотворениях А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»,
«В тот год осенняя погода…» (литературное чтение)
2. Контроль по чтению на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа и пр.
15.11.2021г. - 19.11.2021г. -
1. Решение линейных уравнений, построение графиков.
2. Арифметический квадратный корень. Свойства.
3. Налоги, виды налогов. Зачем нужны налоги (финансовая грамотность)
Игра-проект
4. Использование swot – анализа для выбора карьеры (финансовая грамотность)
22.11.2021г. - 26.11.2021г. - Неделя естественно-научной грамотности и глобальные компетенции.
1. Двигатели внутреннего сгорания и альтернативные источники энергии.
2. Опорно-двигательная система, анализ и обработка данных.
3. Что?Где?Когда? Высшая нервная деятельность.
4. мастер-классы по использованию приемов формирования глобальных компетенций
Фото с КВН "Ребусы" по финансовой грамотности